kinopoisk.ruКлассическое понимание дизайна сводится к описанию  деятельности, в рамках которой  осуществляется синтез проектного мышления и творчества. Чаще всего понятие дизайна применяется к изготовлению  промышленных изделий.  Однако в 1995г. с легкой руки ведущего научного сотрудника МГУ им. М.В. Ломоносова Долгорукова  А. М. появилось новое направление системного анализа, позволяющее эффективно развивать социальные общности. Данное направление и получило название «социальный дизайн». Умение использовать техники социального дизайна помогают руководителю, консультанту или топ-менеджменту решать задачи в области управления, конструирования и создания эффективных организаций и методов взаимодействия. Применима эта техника и в личной жизни.

Рассмотрим  использование данной технологии на примере фильма южнокорейского режиссера  Вэй Кеунг Лау «Ромашка», снятого в 2006г.

На первый взгляд в этом фильме представлена потрясающе красивая история о банальном любовном треугольнике, в который вовлечена молодая девушка-художница и два молодых человека: киллер и полицейский. Однако при более пристальном рассмотрении развития сюжетной линии картины, мы понимаем, что все,  что происходит на экране в ходе повествования этой истории всего лишь вымысел, воображаемая, правда не слишком радостная, история любви — одна из тех, которые пылкая фантазия молодой художницы постоянно рисует в уме в ожидании прекрасного чувства

А начинается все со сцены под навесом, где наша героиня вместе с остальными, застигнутыми врасплох, нашла прибежище, прячась от дождя. Ей торопиться некуда. Звучит внутренний монолог о том, что ей уже 25, а с любовью еще не встретилась.

Погрузившись в мир фантазий и грез, наша героиня использует те известные ей образы и знания, которые поставляет мышление в качестве подручного материала, для создания «картины своего счастья». В своем воображении она может «нарисовать» лишь то, что хорошо ей знакомо, узнаваемо и понятно. Ее счастье выглядит следующим образом:

Три человека. Три линии жизни пересеклись на центральной площади Амстердама в солнечный летний день. Наивная 25-летняя художница, не имеющая опыта отношений с противоположным полом. И два таинственных незнакомца, на первый взгляд очень  застенчивые мужчины среднего возраста. Первый – киллер, выполняющий «грязную» работу для организованной преступной группы, очень одинокий человек, нашедший отдушину в выращивании ромашек. Второй – полицейский, ведущий тайную слежку за той же преступной группой.

Их судьбы пересеклись случайным образом, образуя при этом  классический любовный треугольник. Центром же притяжения и поводом для встречи мужчин с девушкой оказался букет ромашек. Для киллера это был символ чистоты и покоя, для полицейского – случайный атрибут маскировки. Но в своих мечтах девушка вкладывала  дополнительный смысл в каждый элемент взаимоотношений со своими случайными знакомыми. Так, по ее замыслу, киллер должен был воспринимать девушку, как  единственного человека, с которым ему хотелось бы сблизится.  Он  следил за главной героиней, читал  книги об искусстве, чтобы лучше её понимать, тайно посылал ей букеты ромашек, зная, что она их очень любит.

 Полицейский же был  полной противоположностью  киллера  не только по роду занятия, но и характеру. Он был предан своей профессии и поначалу использовал встречи с художницей как прикрытие для слежки за деятельностью банды. Но постепенно, узнавая глубокий внутренний мир талантливого живописца, он влюбился и потерял бдительность, подвергнув тем самым опасности не только себя, но и любимого человека.

Но в этот момент мышление девушки подкладывает в ее строительный материал философский постулат о единстве и борьбе противоположностей, и  красивая мелодрама моментально превращается  в эмоциональную криминально-детективную драму. Автору этой истории стало очевидным, что такая социальная общность, построенная на антагонизме профессий главных героев, не может  быть жизнеспособной  и, как следствие,  герои ее повествования трагически погибают.

А в финальной сцене мы видим ту же картину: дождь, тот же навес, задумчивая девушка, а   по обе стороны от нее стоят два молодых человека, ставших прообразом героев ее несбывшейся мечты. Жизнь продолжается! Возможно, в следующий раз она придумает именно ту историю, которая ее устроит и в будущем воплотиться в реальную жизнь.

Подводя итого нашему размышлению о применимости технологии социального дизайна для построения будущего, хотелось бы сказать, что эта техника позволяет не только создать образ желаемого будущего, но и мысленно описать формальные качества функциональных взаимосвязей между потенциальными участниками проектируемой социальной структуры. Именно система взаимосвязей превращает фантазийные  образы в единое целое, в действующую модель, которую можно внедрить в реальную жизнь.

А  что вы думаете об этом думаете?

Если вам понравилась или не понравилась  статья, оставьте свой комментарий и поделитесь этой информацией со своими друзьями.

Если вы хотите получать новости по этой теме, подпишитесь на рассылку, которая находится на верхней правой панели страницы.

Если вы хотите подробнее разобраться в теме, следите за  информацией на странице «Тренинги и семинары», на которой будет размещено сообщение  о вебинарах по данной теме.

До скорых встреч!

Поделиться в соц. сетях

0