Социальное проектирование как вид управленческой деятельностиО социальном проектировании написано много статей.  В интернете можно найти около 10000 сайтов, освещающих данную тему. Однако, как мы уже отмечали ранее, большинство информационных сообщений направлено на описание технологии разработки проекта и подготовки заявки на конкурс.  Мы же хотим обратить Ваше внимание, уважаемые читатели, на то, что социальное проектирование – это, прежде всего, один из видов управленческой деятельности. Об этом и поговорим сегодня.

Итак, в данной статье будут рассмотрены следующие вопросы:

  1. На каком этапе развития организации появляется необходимость в проектной деятельности?
  2. Какие изменения организационной структуры происходят  во время проектных работ?
  3. Какие сложности возникают у руководителя предприятия в связи с режимом проектирования?

Условно, развитие организации можно разделить на несколько  этапов, которые проходит каждая организация:

1 этап. Замысел. Предприятия еще нет, о нем только начинают задумываться, производить расчеты, рисовать схемы и составлять бизнес планы. На этом этапе, чаще всего, думают лишь об организации производственного процесса.   Предприниматели мало  уделяют внимания социальной структуре на будущем предприятии. И, в связи с этим, сложности следующего периода для руководителя обеспечены.

2 этап. Зарождение, становление. Для большинства работающих людей этот период незаметен, так как они пришли уже в созданные структуры. Однако первооткрывателям и носителям главной идеи по созданию коммерческой фирмы или некоммерческой организации хорошо знакомы сложности этого периода. Имеет ли социальное проектирование здесь место быть? Безусловно. В этот период  происходит согласование позиций членов коллектива и формирование общего видения  миссии организации, позиционировании ее на рынке и т.д. Если этого не сделать, то вряд ли можно рассчитывать на стабильное эффективное производство.

На третьем  этапе развития оганизации происходит формализация, т.е. упорядочение всех основных производственных процессов: уточнение функциональных обязанностей, регламентов, составление расписаний, циклограмм заседаний руководящих органов, собраний коллектива и т.д. Другими словами происходит выбор оптимального режима функционирования предприятия. На этом этапе важно, чтобы каждый член организации согласился с определнным порядком внутри фирмы. В противном случае не удастся избежать социальных конфликтов.

4 этап. Стабилизация. На этом этапе организация приобретает четкие узнаваемые на рынке очертания. Членам коллектива, партнерам и клиентам понятны миссия организации, отличительные особенности от других поставщиков услуг, темпы развития и т.д. Что же на этом этапе может быть подвергнуто  социальному проектированию? Главной задачей этого периода является удержание и привлечение новых клиентов, создание новых социальных связей  и т.д.

На пятом этапе развития организации руководитель может почивать на лаврах: все отлажено, предприятие работает как часы. Время стабильного функционирования – мечта руководителя любого ранга. На первый вгляд, кажется, что никаких усилий предпринимать не надо —  есть команда, которая знает, что делать в различных ситуациях. Но тут вдруг оказывается, что внешний мир стремительно изменяется:  появляются новые конкуренты, внедряются новые технологии и услуги, повышаются требования потребителей. Если не предпринять меры по адаптации к этим новым социально-экономическим условиям, то предприятию неминуемо грозит упадок и снижение темпов экономического роста.

6 этап. Стагнация. Рано или поздно это случается с любой организационной сруктурой. Мы находимся в условиях многовекторного развития, когда постоянно изменяется поведение людей, совершенствуется производство, меняется внешнее окружение, меняются способы взаимодействия. Поэтому какие-то элементы производственного цикла отмирают, товары и услуги перестают быть потребляемыми, у членов коллектива  пропадает мотивация к эффективному выполнению своих должностых обязанностей. Этот этап в развитии организации часто называют «загниванием». Грамотный руководитель поймет, что пора переходить к следующему этапу развития.

7 этап. Развитие. Этот этап сродни началу, когда осуществлялся замысел новой организационной структуры. В это время происходит поиск новых форм, методов, новых направлений развития, новых идей, проектов и т.д. Другими словами, потребность в новых знаниях по составлению социального проекта и оформлению заявки на грант (о которой мы говорили в начале), свидетельствует о необходимости перехода предприятия в новое качественное состояние.

Таким образом, социальное проектирование является неотъемлемой часть современного менеджмента. Этот вид управленческой деятельности необходим на всех этапах развития современного предприятия.

Подробнее об особенностях управления проектной деятельностью поэтапного развития организации мы поговорим в следующих выпусках.

Если Вам понравилась статья, оставьте свой комментарий и поделитесь этой информацией со своими друзьями.

Если Вы хотите получать новости по этой теме, подпишитесь на рассылку, которая находится на верхней правой панели страницы.

До скорых встреч!

Поделиться в соц. сетях

0