Социальное партнерство как способ взаимодействияКогда я спрашиваю у участников семинара «Что такое  «социальное проектирование?», то чаще всего слышу ответ: «Социальное проектирование – это составление заявки на грант», или «Социальное проектирование – это способ получить дополнительное финансирование». По большому счету они правы, так как в процессе проектирования все эти вопросы поднимаются. Однако для практических целей нужно более точное определение этого вида деятельности. Научное трактование этого понятия слишком громоздкое и сложное для понимания. Поэтомудавайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Сегодня мы обратим внимание на несколько аспектов:

  1. Зачем прибегают к  социальному проектированию?
  2. Как достичь максимальной эффективности в рамках социального проекта?

Основанием для начала социального проектирования всегда выступают жизненные ситуации конкретных людей, их образ жизни, порождающий проблемы. Давайте еще раз вспомним знакомую нам с детства  сказку про репку. (Мы уже обращались к этой теме  в статье «Зачем позвали мышку?»)

Главный герой сказки – дед, столкнулся с проблемой: ему не хватило сил для того, чтобы вытянуть репку. Репка выступает в данном случае обобщенным образом результата крестьянского труда. За этим образом скрыт весь цикл получения основных продуктов питания для определенной категории населения. Судя по сюжету сказки, до момента сбора урожая у деда не было проблем. Но мы  то знаем, что для того, чтобы  у деда в огороде появилась огромная репка, было совершено много других действий: надо было вскопать землю, посеять семена, поливать, удобрять, удалять сорняки, рыхлить землю и т.д. Видимо у деда с этими видами деятельности трудностей не возникало. Когда же он столкнулся с непреодолимым препятствием, то сразу вспомнил про свою верную подругу – бабку. Но и ее силы не хватило. Тогда уже бабка начала привлекать дополнительный ресурс, а затем внучка, Жучка и кошка последовали примеру деда. Они начали привлекать к этому делу своих близких и друзей, на которых могли рассчитывать в трудную минуту.

Мог ли дед решить эту проблему иным способом? Вероятно да. Можно было кого-то нанять для выполнения этих работ, но, корее всего, у деда не было на это денег. Можно было заставить силой всех домочадцев участвовать в процессе вытягивания репки. Но принуждение снижает мотивацию участников процесса и эффективность труда. При такой системе отношений сил все равно бы не хватило. Можно было вообще не вытаскивать эту репку из земли, а оставить ее гнить до следующего года и использовать ее в будущем  в качестве удобрения. Но, в этом случае, у деда с бабкой не было бы основного продукта питания в зимний период времени. Этого дед допустить не мог. Таким образом, для преодоления препятствия он нашел единственно верное решение – обратиться с просьбой  к тем, кто ему искренне желает добра и непременно поможет.

Какое отношение имеет эта сказка к предмету нашего рассуждения о социальном проектировании? Самое прямое. Она показывает, что:

а) в условиях непреодолимого препятствия необходимо осуществлять новые, неиспользуемые ранее, действия;

б) для решения возникшей проблемы нужно привлекать дополнительные ресурсы, которыми кто-то делится на добровольной основе;

в) эффективность решения проблемы зависит, прежде всего,  от  социальных взаимодействий между участниками процесса.

 Мы  приходим к выводу о том, что социальное проектирование – это способ взаимодействия участников процесса при решении социальных проблем, благодаря которому каждый привносит в общее дело свое видение, знания, умения, ресурсы. Именно энергия коллективных действий обеспечивает эффективность решения социальной проблемы.

Если Вам понравилась статья, оставьте свой комментарий и поделитесь этой информацией со своими друзьями.

Если Вы хотите получать новости по этой теме, подпишитесь на рассылку, которая находится на верхней правой панели страницы.

До скорых встреч!

 

Поделиться в соц. сетях

0