Согласно ФЗ-131 о местном самоуправлении, муниципальные органы власти обязаны сотрудничать с общественными организациями по ряду направлений, такими как организация и проведение общественных слушаний, предоставление общественным организациям любой информации, не имеющей статуса секретной, общественная экспертиза законодательных инициатив на уровне муниципального образования (в т. ч. и на коррупционную составляющую), выполнение грантовых проектов и целевых программ. Т.е. по сути дела речь идет о прямом допуске общественных организаций к управлению муниципальным образованием.

Однако на практике эта идея сталкивается с рядом проблем, связанных, в первую очередь, с  непониманием или очень смутным пониманием задач общественных организаций в построении гражданского общества, как со стороны органов управления, так и со стороны самих общественных организаций. Так органы власти и местного самоуправления готовы воспринимать социально ориентированные НКО в качестве просителей, несмотря на то, что такой тип взаимодействия сопряжен с дополнительными временными, материальными и финансовыми затратами. Тем не менее,  позиция » социальных попрошаек» для органов власти и местного самоуправления  более удобна, поскольку здесь многое зависит от умения «налаживать контакты» и проявлять лояльность. Те организации, которые не научились строить партнерские отношения с властью, практически выпадают из поля взаимодействия и поддержки.

Другой тип отношений складывается в том случае, когда социально ориентированные НКО начинают претендовать на участие в социальной политике и предоставлении социальных услуг. Государственные  и муниципальные учреждения с удовольствием принимают вклад добровольцев и волонтеров в решение социальных проблем, но не воспринимают СО НКО в качестве поставщиков социальных услуг, претендующих на бюджетное финансирование социальной работы.

И уж совсем сложные отношения с общественностью возникают у представителей органов власти и местного самоуправления в случае проявления желания организованной общественности участвовать в экспертизе нормативно-правовых актов и общественном контроле за реализацией целевых программ и исполнением бюджета муниципального образования. Сразу находится  масса претензий к лидерам общественного движения и подозрение в корыстных намерений отдельных представителей СО НКО.

Следует согласиться с тем, что представители некоммерческих организаций и общественных объединений недостаточно компетенты в вопросах общественой экспертизы и контроля. Большинство организаций создавались для решения проблем сравнительно небольших групп населения, проблем, достаточно специфических, и руководителям таких организаций, как правило,  психологически трудно осознавать себя еще и некой политической силой, способной реально влиять на принятие решений местного значения. К тому же,  в большинстве своем они к этому  не готовы, поскольку тесное и полноправное сотрудничество с органами власти и местного самоуправления  требует не только желания, но и дополнительного времени,  компетенции и определенных финансовых затрат.

Тем не менее, выгода от взаимодействия органов власти и местного самоуправления с социально ориентированными НКО очевидна.

  1. Благодаря деятельности СО НКО выявляется необходимость именно в тех видах услуг, которые востребованы в обществе, в создании новых организаций и  расширении сети учреждений социальной сферы.
  2. Сотрудничество учреждений социальной сферы и органов местного самоуправления с социально ориентированными НКО, действующими с ориентацией на конкретный результат, повышает эффективность функционирования этих учреждений и создает предпосылки для привлечения дополнительных ресурсов для решения социальных проблем определенных категорий граждан в муниципальное образование.
  3. Выступая поставщиками социальных услуг, СО НКО способствуют увеличению количества социальных услуг для различных категорий жителей муниципального образования.
  4. Социально ориентированные НКО производят общественное благо в виде социального капитала местного сообщества (увеличение количества активных граждан).

Таким образом, взаимодействие органов власти и местного самоуправления с социально ориентированными НКО имеет не только социально-политическое, но и социально-экономическое значение, опирающееся на простую социальную рациональность.

Поделиться в соц. сетях

0