i6NYUHNKLАндрей Макаревич «прожил жизнь зря». Так он обозначил свою позицию в письме Президенту РФ В.В.Путину о событиях в Крыму и Украине. Самый главный упрек в адрес внутренней политики государства, высказанный им,  заключается в возврате к модели общественного участия граждан в делах государства по типу «одобрямс..».

Мы этот пример привели не для того, чтобы сказать прав или не прав музыкант. Будем  беспристрастны к мнению знаменитого певца и композитора. Однако и позицию  людей, поддержавших действия государства в конфликте (а таких по опросам оказалось  94%),  которых Макаревич называет «совком», сбрасывать со счетов нельзя.

Не будем уподобляться аналитикам, которые рассматривают данную ситуацию с политической точки зрения. Нас, в первую очередь,  интересуют методы взаимодействия граждан и власти в условиях сложной геополитической обстановки.

Как мы уже отмечали ранее, в культуре российского народа закрепилась модель общественного участия (так называемое «народоправство»), сформировавшаяся в глубине веков, основанная на нескольких принципах:

  • коллективное хозяйство или  общее для всех дело;
  • система  совещательности  на разных уровнях обсуждения и принятия решений;
  • делегирование полномочий и ответственности исполнителю принятого решения;
  • публичность результатов исполнения решений.

Если рассматривать ситуацию присоединения Крыма с точки зрения этой модели, то можно понять, почему россияне поддержали позицию Президента.

Во-первых, появилось общее для всех дело: «своих не бросаем». И несмотря на то, что данная ситуация несет на себе бремя политических и экономических проблем для всех граждан страны, россияне поддерживают идею присоединения Крыма.

Во-вторых, почти во всех городах России прошли массовые мероприятия, на которых жители выразили свое отношение к данной проблеме. Проведенные опросы также продемонстрировали позицию россиян. Подобную форму обратной связи можно соотнести с совещательным органом  древних славян  под названием «копа», собранием сходатаев, на котором обсуждались насущные дела, связанные с жизнью общины.  Для древних славян слово «копа» означало – «вместе».

В-третьих, совещательный орган, которому делегировано принятие решений – Совет Федерации, рассмотрев вопрос, принял решение, предоставив,  тем самым, широкие полномочия Президенту страны по применению военной силы. У славян подобные функции выполняло вече.

И, наконец, в-четвертых, несмотря на критику в адрес СМИ об однобокости и искажении фактов о реальных событиях в Крыму и Украине, россияне имеют возможность отслеживать процесс реализации принятого решения.

Таким образом, большинство россиян, сами того не осознавая,  узнали и приняли исконно русские методы решения проблем, которые закреплены где-то на генетическом уровне.  Можно ли их назвать «совками» за это? Пожалуй,  нет. Скорее это характеризует нас всех, как общность  «российский народ».

А как же быть с теми, кто не поддержал? Они реально опасаются  в ближайшем будущем репрессий, подавления плюрализма мнений,  цензуры в СМИ, давления со стороны большинства  на личность и творчество.

А вот здесь-то пора вспомнить об европейских ценностях, которые  лежат в основе другой модели взаимодействия. Европейская модель зиждется на неприкосновенности частной собственности. К собственности можно отнести не только материальные ценности и финансы, но и права и свободы (не случайно каждый человек в демократическом государстве говорит «имею право»). Однако права и свободы как собственность осознают далеко не все. Также далеко не все наши граждане понимают,  какими методами можно защищать свою собственность под названием «права». За многовековую историю демократические страны научились решать имущественные и иные споры за столом переговоров, учитывать интересы всех сторон, находить компромиссные решения с наибольшей выгодой для каждого участника. Для них главное – договориться о правилах игры. Именно этим занимаются институты гражданского общества во всех цивилизованных странах, а само развитие этих институтов сопровождается как увеличением количества организаций гражданского общества, так и появлением новых механизмов взаимодействия.

Российская культура отличается своей адаптивностью и способностью впитывать в себя элементы других культур. Мы, как часть европейской культуры, должны научиться грамотно использовать те механизмы, которые дают положительный эффект при решении сложных вопросов.

А  что вы думаете об этом?

Если вам понравилась или не понравилась  статья, оставьте свой комментарий и поделитесь этой информацией со своими друзьями.

Если вы хотите получать новости по этой теме, подпишитесь на рассылку, которая находится на верхней правой панели страницы.

Если вы хотите подробнее разобраться в теме, следите за  информацией на странице «Тренинги и семинары», на которой будет размещено сообщение  о вебинарах по данной теме.

До скорых встреч!

Поделиться в соц. сетях

0