iПрошло более 20 лет с момента развала Советского Союза и  отмены советской формы общественного устройства, но почему-то мы снова возвращаемся к этой теме, создавая общественные советы при всех органах исполнительной власти. Какой в этом смысл?

Многие политические деятели (включая Президента) отмечают, что сложившаяся система государственного управления современной России недостаточно эффективна, она не позволяет гражданам России в полной мере участвовать в принятии решений государственного  значения.

Вспомним, что такая система управления была сформирована  по образцу стран с развитой демократией, где интересам бизнеса и политической элиты противостоят общественные институты, защищающие интересы других слоев населения.

В нашей же стране институты гражданского общества пока не имеют большого опыта вовлечения граждан в процесс принятия решений и влияния на социальную политику государства. В связи с этим возникает необходимость в использовании инструментов административного регулирования общественных отношений, опирающегося на социо-культурные и народные традиции. Одной из таких традиций  является совещательная форма «народоправия».

К теме «народоправия» мы уже обращались в статье «Почему мы так любят совещаться?», в которой отмечали, что совещательный способ согласования позиций является национальной традицией российского народа. Система «народоправия» насчитывает тысячелетнюю историю существования, которая зародилась в дохристианской догосударственной Руси и существует до сих пор в виде народных традиций совместного проживания людей на одной территории.

Однако, несмотря на многочисленные исследования в этой области,  сама суть, т.е. механизм принятия решений   на основе участия жителей в работе совещательных органов, остается до конца неизученной. Чаще всего исследователи обращают внимание на  форму организации «народоправия» (скопа, совет, вече, дума, собор и т.д.), а не на содержание.

Нам же представляется весьма важным именно этот аспект общественного участия.

 Рассмотрим более подробно,  как было устроено «народоправие», т.е. управление общественной жизнью с участием самих жителей.

Принято считать, что древние славяне объявляли  вече по любому поводу. Однако это далеко не так. Управление общественной жизнью  проходило в 4 этапа: формулировку вопроса, постановку задачи, выбор исполнителя и претворение в жизнь. Исходя из этих задач, была создана целая система совещательных органов. Так на выдвижение актуального вопроса и его обсуждение  сходились все люди независимо от  социального или любого другого статуса.  Для принятия решений, касающихся жизни всех жителей, собиралась группа избранных от народа представителей, достигших успехов в хозяйственной и семейной  жизни. Общее собрание поручало исполнение принятого решения конкретному лицу и в дальнейшем не вмешивалось в процесс реализации до момента его исполнения. В связи с этим, все члены совещательных органов всех уровней несли ответственность за исполнение решения в равной степени: одни за выдвижение своего представителя в совет, который принимает решения; другие — за выдвижение кандидата для выполнения работ; третьи — за качество исполнения поручения.

Таким образом, опираясь на опыт наших дедов и прадедов, можно сказать, что общественные советы, которые мы хотим возродить,  это, по сути своей, система социального взаимодействия и связей. Они  представляют собой социальный каркас общественных отношений, делегирования полномочий и ответственности.

А  что вы думаете об этом?

 

Если Вам понравилась или не понравилась  статья, оставьте свой комментарий и поделитесь этой информацией со своими друзьями.

 

Если Вы хотите получать новости по этой теме, подпишитесь на рассылку, которая находится на верхней правой панели страницы.

 

Если Вы хотите подробнее разобраться в теме, следите за  информацией на странице «Тренинги и семинары», на которой будет размещено сообщение  о вебинарах по данной теме.

 

До скорых встреч!

Поделиться в соц. сетях

0