i 4Известный историк Игорь Данилевский в своей работе «Историческая реконструкция – между текстом и реальностью» отмечает, что осмысление событий далекого прошлого необходимо осуществлять исходя из этимологического значения слов. Так принято считать, что на Руси правда превыше всего. Однако следует заметить, что современное значение слова «правда» обозначает  понятие, близкое по значению понятию «истина». В русской философии оно служит также  выражению дополнительного смысла, связанного с указанием, с одной стороны, на подлинную вселенскую истину, а с другой — с указанием на предельную личную убежденность говорящего.

Данилевский же утверждает, что древнеславянское значение слова  «правда» имело другой смысл. Для древних славян «правда» означала  уверенность в вещах невидимых, веру в высшую силу, обряд. Видимо отсюда берет свои корни понятие «православие», так как наши далекие предки «правду» славили, т.е. бережно хранили веру.

Не менее интересная метаморфоза произошла со словом справедливость. Современное понимание этого термина связано  с понятием  о должном, содержащим  в себе требование соответствия деяния и воздаяния. В частности, это соответствие прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания.

В различных толковых словарях даны разные определения этого слова:

  • Справедливость – справедливое отношение к кому-л., чему-л.; беспристрастие.
  • Справедливость — это логическая оценка действия в соответствии с критериями, зафиксированными в общепринятой и обязательной нормативной системе — законе.
  • Справедливость – это готовность пожертвовать личным для достижения общественного блага.
  • Справедливость — это апелляция к совокупности ценностей, которые считаются более высокими, чем те, что нашли воплощение в законе.
  • Справедливость – это то, что появляется с первыми истоками социальных отношений.
  • Справедливость – то, к чему всегда стремятся государственная и судебная системы; но что веками остаётся недостижимым идеалом.
  • Справедливость — одна из важнейших нравственных проблем современности. Это исторически изменчивое явление, которое в новых условиях приобретает новые качества.

У Данилевского мы находим определение, которым пользовались в славянском обществе. Историк считает, что под  «справедливостью» славяне подразумевали  свободу участия в обсуждении проблем и принятии решений.

Рассмотрим применение понятий, приведенных исследователем,  в повседневной  жизни славян на примере известной русской сказки «Снегурочка» в авторском изложении Александра Островского. В творчестве драматурга весенняя сказка «Снегурочка» занимает особое место. Островский дает не характерное для своего творчества идиллическое описание страны берендеев. В центре весенней сказки – образ идеального «народного царя» Берендея, живущего для своих подданных и горячо ими любимого. Правит он справедливо, так как любой житель царства может обратиться к нему за помощью, советом, с жалобой на своих соседей, если те нарушили установленные правила. Скорее и не правит вовсе, а выступает неким посредником между могучим Ярилой и самими жителями– берендеями. Именно он отвечает за соблюдение правил, установленных горячим Ярилой,  а также за то, чтобы народ не голодал, не бродил с котомками, не грабил по дорогам. Наделенный такой ответственностью,  он первый замечает неблагополучие в царстве: уже пятнадцать лет Ярило немилостив к берендеям, зимы все морознее, весны все холоднее, а кое-где и летом лежит снег. Берендей уверен, что Ярило гневается на берендеев за охлаждение их сердец, за «стужу чувств».

Жизнь берендеев не так легка и безмятежна, как может показаться на первый взгляд. Среди них происходят ссоры, обиды. Так Купава, обманутая своим бывшим женихом Мизгирем, ищет защиты у царя, сверяя свои поступки с установленными правилами поведения. Убедившись, что ее поведение не могло разгневать высшее божество, Купава требует наказание своему обидчику. Слова Купавы убедили Берендея в правильности выводов об остуде чувств его подданных. Царю пришлось принимать решение, которое бы умилостивело   всесильного Ярило и нашло бы отклик в сердцах горячо любимых им берендеев. Берендей принял мудрой  решение, он призвал  на восходе Солнца на i 2Ярилиной горе соединить любящие сердца молодых людей. Любовь должна была растопить гнев великого Ярило. Но от первых лучей солнца растаял не только божественный гнев, но и главная героиня сказки «Снегурочка», в последние минуты своей жизни вкусившая благость нахлынувшей  на нее любви к Мизгирю. На глазах всего народа погибает и сам Мизгирь. Но данное обстоятельство не пугает жителей Берендеева царства. «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут», — говорит царь, и все берендеи надеются, что гнев Ярилы теперь погаснет, что он дарует берендеям силу, урожай, жизнь. Все жители, безоговорочно верившие в силу могучего Солнца, совместными усилиями преодолели неблагополучие своей страны. Это и есть высшая справедливость.

На наш взгляд, Александр Островский в своем произведении выразил чаяния народа о правде и справедливости, о желании быть причастным к решению государственных и общественных проблем.

А  что вы думаете об этом?

Если вам понравилась или не понравилась  статья, оставьте свой комментарий и поделитесь этой информацией со своими друзьями.

Если вы хотите получать новости по этой теме, подпишитесь на рассылку, которая находится на верхней правой панели страницы.

Если вы хотите подробнее разобраться в теме, следите за  информацией на странице «Тренинги и семинары», на которой будет размещено сообщение  о вебинарах по данной теме.

До скорых встреч!

Поделиться в соц. сетях

0