iVU1NJWQRОбщественные советы при органах власти – одна из самых распространенных, легко осуществимых, мало затратных,  устойчивых форм взаимодействия органов власти с общественностью.  Общественные советы при органах власти стали создаваться в 2006 году на основе Указа Президента РФ № 842 в соответствии с Федеральным законом РФ «Об общественной палате Российской федерации». К вопросу создания общественных советов при органах власти в новом формате глава государства вернулся в ходе традиционного Послания к Федеральному Собранию. Владимир Путин отметил, что общественные советы не должны быть формальной структурой. Их цель: «выступать в роли экспертов, а порой и конструктивных оппонентов ведомств, быть активными участниками системы противодействия коррупции».

В настоящий момент  создание советов при органах исполнительной власти ведется в рамках реализации Указа № 601 Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» от 7 мая 2012 года. Согласно постановлению Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 877, некоторые виды нормативно-правовых актов и иных документов (в частности, государственные и федеральные целевые программы) не могут быть приняты федеральными органами исполнительной власти без предварительного обсуждения на заседаниях созданных при них общественных советов.

Несмотря на то, что в Письме Минэкономразвития России от 04.04.2013 № 6344-ОФ/ДО9и «О формировании общественных советов при федеральных органах исполнительной власти» даны четкие рекомендации о процедуре формирования общественных советов в соответствии с новыми механизмами, дискуссии и обсуждения в обществе о целесообразности создания советов, их функционировании и оценивании не прекращаются. На повестке дня возникают следующие вопросы:

  • Как должны формироваться общественные советы?
  • Как сделать прозрачным представительный порядок формирования общественных советов?
  • Кто должен возглавлять общественные советы, имеют ли право руководители федеральных округов и исполнительной власти участвовать в управлении общественного совета?
  • Как часто должен собираться общественный совет?
  • Как обеспечить в полной мере независимость и подотчетность общественного совета в первую очередь обществу, а потом уже самому министерству или агентству?
  • Нужно ли наделять членов общественного совета особыми полномочиями, и если «да», то какими, нужны ли юридические полномочия?
  • Кому подотчетны общественные советы, перед кем они несут ответственность, насколько они чувствуют себя обязанными работать вместе с обществом?
  • Как оценивать эффективность  работы общественных советов?
  • Уместно ли  использование современных механизмов краудсорсинга при выборе членов общественных советов, при выборе руководителей общественных советов?
  • Каковы сроки полномочий членов общественных советов?
  • И т.д.

Как мы уже отмечали ранее, в нашем обществе совещательный тип общественных отношений является наиболее востребованным. Он остается важным элементом эффективного взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней с гражданским обществом при информационном обмене и согласовании позиций. Однако на современном этапе ведомственный подход к формированию общественных советов привел к формализму и показному характеру. Именно на это обращал внимание В.В.Путин, говоря: «Общественные советы должны перестать быть удобными для руководителей ведомств. Надо обеспечить участие в них по-настоящему независимых экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций».

Участники публичных дискуссий отмечают, что общественные советы в современных условиях должны стать частью более общей системы, системы коммуникации между министерствами и различными  общественными группами. Общественные советы, по мнению многих общественных деятелей должны быть:

  • дискуссионными площадками для обсуждения различных конкретных задач, путей развития, стратегий, технических деталей;
  • экспертной сетью для оценки важных системообразующих проектов и программ, для выработки конкретных процедур, стандартов работы;
  • органами управления, наделенными конкретными полномочиями.

Предлагается оценивать эффективность работы  общественного совета по степени реального влияния на принятие ведомством управленческих решений.

В то же время,  общественные эксперты обращают внимание на несколько аспектов, которые следует учесть при формировании общественных советов:

  1. Конкурентность. Важно  не допустить монополизации конкретной группы экспертов, исключительного права отдельных личностей выступать в качестве репрезентативного представителя всех заинтересованных сторон.
  2. Реальность  полномочий. Полномочия, которые будут передаваться общественным советам, должны быть сбалансированы ответственностью за принятие соответствующих решений.
  3. Личная  вовлеченность ключевых сотрудников министерств, департаментов и ведомств в переговорные процессы.

Такие меры, по мнению известных лидеров общественного движения, будут способствовать развитию механизмов общественного контроля, подотчетности исполнительной власти обществу, повышению качества жизни граждан Российской Федерации.

А Вы что об этом думаете?

Если Вам понравилась или не понравилась  статья, оставьте свой комментарий и поделитесь этой информацией со своими друзьями.

Если Вы хотите получать новости по этой теме, подпишитесь на рассылку, которая находится на верхней правой панели страницы.

Если Вы хотите подробнее разобраться в теме, следите за  информацией на странице «Тренинги и семинары», на которой будет размещено сообщение  о вебинарах по данной теме.

До скорых встреч!

Поделиться в соц. сетях

0