iПротестное движение, захлестнувшее общественную жизнь в России после недавних событий, показало уязвимость новой системы государственного и муниципального управления. Главной претензией представителей оппозиционного блока к власти явился упрек об отсутствии обратной связи и невозможности донести до чиновников чаяния народа. И это при том, что на протяжении ряда лет институты гражданского общества в качестве главной цели своей деятельности, обеспечивающей решение проблем своих целевых групп,  выдвигали социальное партнерство и взаимодействие со всеми ветвями власти. Однако, как показывают многочисленные исследования*, в настоящий момент организации гражданского общества не оказывают значительного влияния на социально-политические изменения в стране в связи с «отсутствием налаженного взаимодействия с органами власти».

Как же так случилось, что при наличии социально значимых целей и запроса населения на общественное участие в делах государства и муниципальных образований,  институты гражданского общества не стали тем надежным проводником, с помощью которого ценности общества доносятся до властных элит, а решения элиты находят обратную связь в обществе?

Исторический опыт показывает, что взаимоотношения общественных организаций и публичной власти в нашей стране развивались по разным моделям. Так в дореволюционный период использовалась модель взаимодополнения, когда некоммерческий сектор заполнял те ниши на рынке социальных услуг, которые государство «не обслуживало». Как известно, до революции в России не существовало государственной системы социального обеспечения, поэтому социальным обеспечением занимались организации взаимопомощи, оказывающие материальную и интеллектуальную помощь представителям различных профессиональных групп.

В послереформенной России (1861-1917 гг.) началась институционализация российского гражданского общества, в рамках которой появились профессиональные организации, научно-технические общества  и различные группы общественной самодеятельности.

После октябрьской революции 1917 г. произошло огосударствление институтов гражданского общества, в результате чего общественные организации направили свои усилия на строительство социализма.

В начале 90-х, после развала Советского Союза, вся страна жила по принципу «берите полномочий столько, сколько хотите». В этот период времени власти было «не до некоммерческого сектора», поэтому отношения сводились к доброжелательному невмешательству в дела общественных объединений. Этот период времени характеризуется так называемой импортозависимой моделью развития гражданского общества, при которой осуществлялся трансфер культуры западного и американского третьего сектора в Россию.

В настоящее время государство правозглашает  желание конструктивно взаимодействовать с  некоммерческим сектором, демонстрирует стремление подключить потенциал и ресурсы гражданского общества к решению социальных проблем в России.

И вот здесь возникает вопрос: «А умеют ли представители некоммерческого сектора и органов власти и местного самоуправления конструктивно взаимодействовать, и  что на самом деле представляет собой модель конструктивного взаимодействия?»

Вдруг выяснилось, что  многие общественные организации ждут от власти только поддержки и взамен не готовы ничего отдавать, а власть ждет от некоммерческого сектора только лояльности и не готова ничего другого взять. Оказалось, что ресурсная база российского гражданского общества хрупка и уязвима, а некоторые примеры сотрудничества превращаются в безусловные заслуги власти.

Очевидно, что  модель конструктивного взаимодействия  должна отличаться от всех предыдущих. Также очевидно, что в новых условиях органы власти, местного самоуправления и организации гражданского общества  должны выработать общие правила игры и подходы к развитию отношений, способствующих получению общественных благ.

Подробнее:

*Гражданское общество в модернизирующейся России [Текст]: аналитический доклад Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по итогам реализации проекта «Индекс гражданского общества» — CIVICUS/ Л.Я.Якобсон, И.В.Мерсиянова, О.Н.Кононыхина и др. – 2-е изд. – М.:НИУ ВШЭ, 2012.

Если Вам понравилась статья, оставьте свой комментарий и поделитесь этой информацией со своими друзьями.

Если Вы хотите получать новости по этой теме, подпишитесь на рассылку, которая находится на верхней правой панели страницы.

Если Вы хотите подробнее разобраться в теме, следите за  информацией на странице «Тренинги и семинары», на которой будет размещено сообщение  о вебинарах по данной теме.

До скорых встреч!

Поделиться в соц. сетях

0