В предыдущих статьях мы уже обращали Ваше внимание, уважаемый читатель,  на мировой опыт по внедрению модели эффективного самоуправления, основанной на измерении результатов и контроле качества жизни граждан.

Основные идеи данной концепции заключаются в следующем:

  1. Описание «состояния сообщества», условий жизни в сообществе, требующих корректировки. Сюда могут относиться проблемы здравоохранения, безопасности, окружающей среды, социальные и экономические условия и т.д.
  2. Показатели работы сообщества, количественные критерии состояния сообщества, в которых измеряются его любые аспекты, включая человеческие и материальные.
  3. Обратная связь, которая  предполагает целенаправленное использование замеренных результатов.
  4. Различные виды гражданской активности жителей: заинтересованность в решении социальных проблем,  защита интересов граждан,  умение вести диалог по обсуждаемому вопросу, участие в общественной оценке и контроле, готовность к социальному партнерству и взаимодействию.
  5. Совещательные методы вовлечения граждан, в рамках которых люди ведут диалог, прислушиваются друг к другу, достигают компромисса в решении проблем местного значения.
  6. Правовые обязательства и подотчетность организаций и учреждений за  ресурсы, предназначенные для решения проблем местного значения.

Опыт  сибирских муниципальных образований, попытавшихся внедрить представленную модель в практику,  говорит о том, что  применительно к российской действительности некоторые положения данной концепции могут  быть успешно использованы. Однако, как мы  отмечали ранее в статьях « Участие граждан в местном самоуправлении и государственном управлении» и «Почему мы так любим совещаться?», общественная активность российских граждан имеет свою специфику: россияне любят совещательные органы, где можно выразить свою позицию и  просто «поболтать по душам», и, как ни странно, у россиян всегда возникает  желание переложить ответственность за реализацию принятого решения  на того, кто готов эту ответственность на себя взять.

Для разрешения этого противоречия в Междуреченске был создан Гражданский общественный совет, объединивший около 30 социально ориентированных НКО, на который и была возложена ответственность  за внедрение механизмов социального партнерства и взаимодействия СО НКО с органами местного самоуправления. Использование модели эффективного управления можно продемонстрировать следующими показателями:

  • Для  описания состояния местного сообщества муниципального образования Гражданским общественым советом было проведено социалогическое исследование «Качество жизни жителей», в котором была отражена оценка граждан деятельности органов местного самоуправления, оценка деятельности органов правопорядка, оценка качества медецинских, образовательных и прочих услуг, предоставляемых жителям Междуреченского городского округа.
  • Системматически ведется учет активности социально ориентированных НКО в рамках ежегодно проводимого конкурса социально значимых проектов «Муниципальный грант», а также тех изменений, которые произошли благодаря активной деятельности СО НКО.
  • Для лидеров общественного движения регулярно проводятся семинары, направленные на формирование навыков гражданской активности и повышение грамотности представителей общественности в вопросах взаимодействия и решения проблем целевых групп.
  • 15 членов Гражданского общественного совета включены в состав межведомственных комиссий при администрации городского округа, где они могут защитить интересы жителей муниципального образования посредством технологии «совещательный диалог».
  • Понимая свою ответственность перед местным сообществом, руководители СО НКО – члены ГОС  регулярно информируют междуреченцев о своей деятельности в средсвах массовой информации

В то же время, у ГОСа возникли проблемы с внедрением  технологии обратной связи и замерению результатов, так как ее применение сопряжено с большими финансовыми, временными и людскими ресурсами.

Тем не менее, подводя итог шестилетней работы, можно с уверенностью сказать, что включение СО НКО в процесс принятия решений местного значения по модели эффективного управления позволяет более рационально использовать ресурсы муниципального образования и решать проблемы местного значения.

Если Вам понравилась или не понравилась  статья, оставьте свой комментарий и поделитесь этой информацией со своими друзьями.

Если Вы хотите получать новости по этой теме, подпишитесь на рассылку, которая находится на верхней правой панели страницы.

Если Вы хотите подробнее разобраться в теме, следите за  информацией на странице «Тренинги и семинары», на которой будет размещено сообщение  о вебинарах по данной теме.

До скорых встреч!

Поделиться в соц. сетях

0