iПонятие «эффективное взаимодействие» активно используется в разных областях человеческой деятельности: в менеджменте, в маркетинге, в бизнесе, в сфере социальных отношений и т.д. Однако мало кто задумывается о том, в чем специфика отношений, которые можно было бы назвать «эффективными».

Немного теории

Одной из наиболее известных и основательно разработанных концепций, описывающих социальное взаимодействие, считается теория обмена. Основоположники этой теории,  Бентам и Смит, считали, что основным движущим фактором деятельности любого человеческого существа следует считать стремление к полезности и получению выгоды.

 Одна из исходных предпосылок, на которых базируется теория обмена, – это допущение, что в социальном поведении любого человека заложено некое рациональное начало, которое побуждает его вести себя расчетливо и постоянно стремиться к получению самых разнообразных «выгод» – в форме товаров, денег, услуг, престижа, уважения, одобрения, успеха, дружбы, любви и т. д.

Исходя из этого утверждения,  можно предположить, что при взаимодействии каждая из сторон будет стремиться к получению выгод и вознаграждений, а также к обмену этими выгодами и вознаграждениями, к  извлечению выгоды и минимизации своих затрат. Взаимодействие вообще возникает всякий раз, когда несколько людей пытаются что-то сделать сообща. Каждый из них преследует свои интересы, и организация взаимодействия для каждого из членов группы является инструментом достижения собственных целей.

Не следует забывать, что само понятие «эффективность» имеет несколько значений:

а) жизненная успешность, эффективность;

б) эффективность в решении конкретных поставленных задач;

в) ситуационная эффективность, как эффективное поведение в различных ситуациях межличностного взаимодействия.

Под «жизненной успешностью» психологи подразумевают  способность человека двигаться по своему жизненному пути,  умение создавать зону   жизненного комфорта, счастья во всех сферах человеческой жизнедеятельности (семья, профессия, социальный статус, материальное благополучие, увлечения, досуг и т.д.).

Эффективность в достижении поставленных целей, задач рассматривается как способность человека ставить и решать конкретные профессиональные или жизненные задачи. Здесь важны и мотивация (особое устремление), и планирование, и организация процесса, и личностный потенциал, и профессионализм, и определенные условия — т.е. все, что позволит с максимальной эффективностью выполнять поставленные задачи.

Эффективное поведение (ситуационная эффективность) — это способность человека ставить и достигать поставленные цели в конкретной ситуации межличностного взаимодействия, когда каждое действие, каждый шаг оптимально (с минимальными затратами и максимальными эффектами) ведет к намеченной в данной ситуации цели, результату.

Социологи  считают, что каждая ситуация взаимодействия, похожа на игру в шахматы — делаешь правильные ходы — выигрываешь, делаешь неправильные — проигрываешь…

Существует также научный подход, который  рассматривает «эффективное взаимодействие» с точки зрения коллективного действия, которое ведет к получению общественного блага. Общественное  благо — это благо, характеризующееся:

 неисключаемостью из потребления, т.е. невозможно исключить из числа потребителей общественного блага тех, кто не платил за него;

отсутствием конкуренции при потреблении блага: потребление блага одним субъектом не ведет к сокращению потребления этого блага другими людьми.

Ради достижения одного и того же общественного блага (цели) коллективное действие совершается двумя или более людьми. Каждый человек решает участвовать или не участвовать  в коллективном действии.

В коллективном действии важны следующие факторы: информированность, коммуникация и координация. Теория коллективного действия объясняет широкий круг явлений (общественные движения, электоральное поведение, членство в группах по интересам), связанных с достижением общественных благ посредством согласованного совместного участия двух или более людей. Теория также рассматривает влияние внешних факторов на поведение людей в данной группе. Объединение партнеров вокруг процесса создания ценности достигается за счет формирования единой ресурсной базы, внутренних административных механизмов, а также путем стратегической координации совместной деятельности.

 Для   «эффективного взаимодействия» необходимо несколько условий:

1) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга;

2) совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;

3) наличие материальных носителей, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга (вне материальных носителей информация существовать не может);

4) наличие общей основы для контактов, соприкосновения.

 Само же «эффективное взаимодействие» сопровождается обязательными совместными действиями:

— сопоставление общих интересов группы с интересами каждого участника взаимодействия;

— выявление общего понимания целей и задач взаимодействия;

— установление  правил совместной «игры»;

— обеспечение оптимальной скорости и корректности передачи информации.

Эффективность взаимодействия определяется 3 основными способностями человека, а именно:

1) способностью быстро и объективно оценить реальную обстановку (текущее положение вещей);

2) способностью быстро принимать решение: просчитать ходы, варианты поведения;

3) способностью гибко и технично действовать, подводя ситуацию к нужному результату…

Хотите научиться эффективно взаимодействовать со своими  партнерами? Записывайтесь на наши семинары и вебинары: energiykad@mail.ru

Если Вам понравилась или не понравилась  статья, оставьте свой комментарий и поделитесь этой информацией со своими друзьями.

Если Вы хотите получать новости по этой теме, подпишитесь на рассылку, которая находится на верхней правой панели страницы.

Если Вы хотите подробнее разобраться в теме, следите за  информацией на странице «Тренинги и семинары», на которой будет размещено сообщение  о вебинарах по данной теме.

До скорых встреч!

Поделиться в соц. сетях

0