В ежегодном Послании Федеральному Собранию, приуроченному  к 20-летию Конституции РФ, Президент России конкретизировал основные направления стратегического развития страны, среди которых одно направление непосредственно касается некоммерческого сектора. Так в перечень важнейших задач, намеченных к решению, включено  следующее: все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое «нулевое», чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества.

Тема общественного контроля в России неоднократно поднималась в средствах массой информации на протяжении последних нескольких лет. В этом направлении развивается и законодательство Российской Федерации. И вот, наконец, о необходимости участия общественности в принятии решений мы услышали из уст самого Президента. Чем вызван этот интерес? Оказало ли на правительство и Президента РФ протестное движение или есть другие причины обращения к этой теме?

Свое представление об общественном контроле мы связываем с народным контролем советского времени. Однако как таковой народный контроль присутствовал не во все периоды советской действительности. Из курса истории КПСС мы знаем, что в первые годы советской власти коммунисты сверяли свои действия с идеями марксизма в ходе политических дискуссий. В ходе активных обсуждений можно было критиковать оппонента, выдвигать свои предложения и стратегии дальнейшего развития страны. Но этот период закончился после убийства Кирова. После этого начался процесс борьбы с врагами  советского народа. В этот период никто не рисковал открыто высказывать свое мнение, но пышным цветом расцвело тайное доносительство. Многие помнят оттепель 60-десятых, когда можно было открыто говорить о том, что думаешь. Но и она быстро закончилась, после чего инакомыслие признавалось как психическое заболевание. Впервые открыто  о народном контроле заговорили после XXV съезда КПСС, а уже на XXVI съезде была определена задача по привлечению граждан к борьбе с капиталистическим империализмом.  Это прозвучало в выступлении Генерального секретаря КПСС Л.И.Брежнева: «События в Польше вновь убеждают, как важно для партии, для укрепления ее руководящей роли чутко прислушиваться к   голосу масс, решительно бороться со всякими проявлениями   бюрократизма, волюнтаризма, активно развивать социалистическую  демократию, проводить взвешенную реалистическую политику во внешнеэкономических связях». [XXVI съезд Коммунистической партии Советского Союза 23 февраля —3 марта 1981 года СТЕНОГРАФИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ.  МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ,1981  с. 27]

Этот исторический эпизод говорит о том, что  одной из причин, побуждающих  органы власти стимулировать участие общества в управлении государством,  является внешняя угроза.

Второй причиной, на наш взгляд, является снижение темпов экономического развития, которое ведет к обострению противоречий между властью и общественностью в связи с уменьшением доходов основной массы населения.

Третья причины кроется в нестабильности государства, обусловленного неэффективным управлением (по индексу угрозы распада государства Россия занимает 83 место, что ниже чем  Литва, Эстония и другие страны бывшего Советского Союза).

Еще одна очень важная причина, требующая незамедлительных мер по включению общественности в процесс общественного контроля, общественной экспертизы и мониторинга, заключается в недоверии граждан к действиям некоторых государственных чиновников и представителей местного самоуправления.

Таким образом, подводя итог нашему размышлению об общественном контроле, можно сделать вывод о важности  роли общественных экспертов в принятии решений. Участие  граждан в обсуждении и принятии решений как на государственном, так и на местном уровне, позволит:

1. Снизить уровень неопределённости, так как никакое планирование, даже самое тщательное, не может учесть всех возможных осложнений и обстоятельств. Мероприятия контроля выявляют их и дают возможность корректировать программу действий.

2. Расширить возможности предотвращения кризисов. Мероприятия контроля позволяют выявить и исправить ошибки и упущения, не дожидаясь кризиса.

3. Выявить  не только деструктивные, но и конструктивные явления: контроль позволяет выявить эффективные решения, определить перспективные направления деятельности.

Если Вам понравилась или не понравилась  статья, оставьте свой комментарий и поделитесь этой информацией со своими друзьями.

Если Вы хотите получать новости по этой теме, подпишитесь на рассылку, которая находится на верхней правой панели страницы.

Если Вы хотите подробнее разобраться в теме, следите за  информацией на странице «Тренинги и семинары», на которой будет размещено сообщение  о вебинарах по данной теме.

До скорых встреч!

Поделиться в соц. сетях

0